Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Люби своего ребенка любым — не талантливым, не удачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Усилия взрослых направлены, в сущности, на то, чтобы сделать ребёнка удобным для себя.
Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от этого мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.
Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке.
Одиночество ребёнка наделяет куклу душой.
Если жизнь требует клыков, разве вправе мы вооружать детей одним румянцем стыда да тихими вздохами? Твоя обязанность — воспитать людей, а не овечек; работников, а не проповедников: в здоровом теле — здоровый дух. Здоровый дух не сентиментален и не любит быть жертвой.
Здоровье — это главное жизненное благо.
Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрёт она и никогда не повторится.
Я заметил, что только глупые люди хотят, чтобы все были одинаковые. Кто умен, тот рад, что на свете есть день и ночь, лето и зима, молодые и старые, что есть и бабочки и птицы, и разного цвета цветы и глаза, и что есть и девочки и мальчики.
Познай и воспитай самого себя, прежде чем воспитывать детей.
Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадёжно.
Детей нет, есть люди.
Существует категория мыслей, которые надо рождать самому, в муках, и они-то и есть самые ценные.