Каждый отдельный человек, даже отвергая религиозно-этические нормы, по-человечески живет в их сфере.
Не удивительно ли, что люди так часто воюют за религию и так редко живут по её предписанию?
Всякий религиозный догмат – это зародыш преступлений и раздоров между людьми.
В каждой религии религиозный человек есть исключение.
Никогда злые дела не творятся так легко и охотно, как во имя религиозных убеждений.
Самые жестокие, неумолимые из всех людей, склонные к ненависти, преследованию, — это ультрарелигиозники.
Никто не рождается с ненавистью к другому человеку из-за цвета кожи, происхождения или религии. Люди учатся ненавидеть, и если они могут научиться ненавидеть, нужно стараться учить их любви, потому что любовь намного ближе человеческому сердцу.
Никакие идеи не способны объединить людей, это иллюзия. По-настоящему объединяют только страх и ненависть. Все прочие ассоциации — культурные, идеологические, религиозные — профанация. Попытка отдельных субъектов казаться лучше.
Десять заповедей придумано потому, что когда священник объясняет Писание, у него как раз хватит пальцев для загибания.
Невежество — первая предпосылка веры, поэтому церковь так высоко его ценит.
Уживчивость, терпимость, человечность — эти основные добродетели всякой моральной системы совершенно несовместимы с религиозными предрассудками.
Умереть за религию ещё не значит доказать, что эта религия истинная и божественная; это доказывает в лучшем случае веру мучеников в то, что их религия такова. Какой-нибудь энтузиаст, идущий ради религии на смерть, доказывает разве только, что религиозный фанатизм часто может быть сильнее привязанности к жизни.
Религия — это реакция человека на жизнь.
Религия сделала из смерти что-то ужасное и нелепое.
Ну, если бы я спросила людей, верят ли они в жизнь, они бы не поняли меня. Неудачный вопрос. Он может значить многое, и не значить ничего. Поэтому я спрашиваю, верят ли они в бога. И если они говорят «да», значит, они не верят в жизнь.
Христианский бог — ужасно неприятное создание: жестокий, мстительный, капризный и несправедливый.
Прекрасные чувства, большая проницательность, возросший интерес к религии не значат ничего, если поведение наше не меняется в лучшую сторону, как ничего не значит то, что больной чувствует себя лучше, если температура по-прежнему повышается.
Бог говорит с нами лицом к лицу только тогда, когда у нас у самих есть лицо.
Следовать вере можно только вслепую.
Молитвами поля не вспашешь, хвалами Господу урожай не пожнешь.
Если цель религии — вознаграждение, если патриотизм служит эгоистичным интересам, а образование — достижению социального положения, то я предпочту быть неверующим, непатриотичным и невежественным.
Религия нужна слабым; сильным она ни к чему.
Мораль должна быть основой религии, а не религия — основой морали.
Всякий народ считает свою веру наилучшей из всех. В доказательство подобного мнения обычно приводят множество доводов, не только противоположных друг другу, но и подчас прямо себе противоречащих.
Поверьте мне, граждане, человек, которого не останавливает меч правосудия, вряд ли испугается нравственных страданий от угрозы адских мук, над коими он посмеивается с раннего детства. Словом, ваша религия послужила причиной множества преступлений, однако она ни разу не предотвратила ни одного.
Все религии сходятся на прославлении мудрости и могущества бога, но едва они начинают рассказывать о его поведении, мы сталкиваемся лишь с неблагоразумием, слабостью и глупостью.
Бывают в жизни минуты, когда даже неверующий готов исповедовать религию того храма, который окажется близ него.
Он потерял веру. Потому что обрел уверенность.
Паства! Это вежливая форма слова «стадо».
Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками.